Современные образовательные технологии

Модель инновационной школы04.01.2013

Модель инновационной школы

 

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое (современный словарь иностранных языков).Педагогическая  инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

«Реализуется Государственная программа развития образования,нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования.Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»(Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года).

Важнейшими принципами развития казахской школы являются: гуманизация, личностно-ориентированный характер, поворот школы к проблемам всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя). Главными особенностями в этом процессе становятся: ориентация учащихся в ценностях родной культуры, уважение и любовь к традициям, осознание себя как представителя культуры Востока/Евразии, интеллектуально-филосовское отношение  к действительности, в том числе ик себе«Мы должны быть привержены диалогу культур и цивилизаций.   Парадигма задач, которые нам предстоит решать, качественно изменилась.(Новая Стратегия развития Казахстана до 2050 года).

    Выпускники школы должны овладевать технологиями культурной коммуникации, учителя грамотно и корректно взаимодействовать с другими культурами, проявлять готовность к жизни в современном мире, а также ориентироваться в его проблемах, ценностях, нравственных нормах.

   Для этого требуется создание атмосферы, способствующей творческому развитию учащихся и учителей. Чтобы в рамках традиционной школы решить данные вопросы, надо создавать блоки исследования. Например, педагогический блок: разработка научного обоснования модели  инновационной школы и ее концепции; блок методический: разработка и опробация учебных программи методического обеспечения по направлению (этнопедагогика «Ғұрып», «Ұлағат» и этнопсихология «Қарым–қатынас әліппесі», «Интеллект»), внедрение и использование новых технологий обучения. Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового компонента системы образования.

 Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.

Психолого-диагностический блок: оргнизация  психолого-педагогических условий для реализации модели инновационной школы и профессиональная  ориентация учащихся.

Необходимо провести диагностику степени обученности, воспитанности, развитости интеллектуальной, эмоциональной, этической и моральной сферы учащихся и диагностировать профессиональных качеств и умений педагогического коллектива.

Преодоление этих проблем позволит вывести школу в режим развития. При этом  новое содержание образования пед.технологии, организационные формы  будут соответствовать новым задачам, условиям школы и потребностям общества. Для успешной реализации проекта предполагается четыре этапа  в организации экспериментальной деятельности: диагностико-прогностический, организационный, практический и обобщающий.

этап: прогнозирование, моделирование, диагностика I ступени обучения: тестирование, анкетирование.   IIэтап:  констатирующий - исследование, анализ, синтез. На данном этапе следует проверить эффективность  инновационной модели обучения.  III этап - формирующий – создание пакета  диагностических,материалов, обобщение результатов работы (графики, таблицы).

На IVэтапе:

- уточнить основные положения рабочей гипотезы,систематизация и обобщение полученных данных,подготовка и издание материалов опытно-экспериментальной работы;

- разработать  модели профильного образования на всех ступенях обучения;

- определить и теоретически обосновать новое содержание,  формы и методы образовательного процесса в условиях  инновационной школы.

- путем экспериментальной проверки определить практическую эффективность.

«Инновация – это не просто создание…Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления»(А.И.Пригожин).

«Необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения. Избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления. Изменить направленность и акценты учебных планов среднего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации»(Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года). 

Для достижения поставленной  цели руководствуемся следующей рабочей гипотезой: разработать модель инновационной школы. Если основываться на принципахсистемности-доступности-последовательности с использованием сравнительного и обобщающего методов,  то в результате содержание, организационные формы и методы будут соответствовать модели, целям и задачам инновационной школы.

З.Т.Сатвалдинова (методист по инновациям УМЦ РО)

 

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (Методическое руководство)