Здоровьесберегающие технологии

 

Влияние процесса обучения на здоровье учащихся

 

(Авторская группа: К.А. Гейнц,

Р.П. Гейнц, Т.А. Киспаев, Г.С.

 Ныгметжанова, Л.С. Салиева,

К.Т. Даупбаева)

 

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся определяются следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящиеся под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе  под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье - было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами, в стенах образовательного учреждения. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением.

Задача же школы иная – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях – педагог. Вместе с тем, всем,  чем занимаются в школах врачи и средний медицинский персонал очень важно, необходимо и должно быть согласовано со здоровьесберегающей деятельностью каждого учителя. Поскольку в среднем 90% школьников имеют различные отклонения здоровья. Учитель должен постоянно помнить и учитывать в своей работе, что обучает и воспитывает нездоровых детей.

Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам, в частности , относятся:

недостаточная освещённость классных комнат;

плохой воздух школьных помещений;

неправильная форма и величина школьных столов;

перегрузка учебными занятиями.

В современной школе все эти недостатки сохранились, но к ним добавилось много других. Так, в школу всё активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Работа детей с видеодисплеями сопровождается выраженным воздействием на зрение.

Многие исследования обращают особое внимание на неблагоприятную ситуацию со здоровьем учащихся в школах с повышенным уровнем обучения (гимназии, лицеи). Повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. Больший процент гимназистов, лицеистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных школах процентный показатель гораздо ниже.

Следует отметить чёткую зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки.

Организация учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объёма двигательной активности учащихся. Существующей организацией физического воспитания в школе гиподинамия не компенсируется.

Таким образом, каждому учителю, директору школы необходимо учитывать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из школьников не имел проблем со здоровьем, - неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Предлагаем Вам здоровьеразвивающую модель, которая прошла апробацию на базе образовательных организаций с высоким эффектом.